Совсем недавно я вернулся из одной, на мой взгляд, очень интересной
поездки. Ездил я не куда-нибудь в неведомые страны и экзотические
места, а в российскую глубинку, что в Тульской области, в д.Черноусово
Чернского района. Там находится уникальный по масштабности, расположению
и содержанию музей автомобильной техники СССР ( хотя некоторые
экспонаты там есть и импортные)под открытым небом.
В музее насчитывается более 200 ретро-автомобилей отечественного
автопрома, которые приходилось стопить еще нашим отцам и дедам .
Официально эта коллекция является филиалом Чернского государственного
краеведческого музей. Правда фонды этого филиала принадлежат хозяину и
собирателю всех раритетов Михаилу Юрьевичу Красинцу. О самом
коллекционере, истории возникновения этого интересного собрания и
появлении музея в безлюдной и живописнейшей глуши я рассказывать не
буду, ибо это уже совсем другая история.В Гугле достаточно набрать
фамилию автора собрания или же название деревни Черноусово. Я лишь хочу
поделиться впечатлениями о моей поездке и рассказать как туда добраться,
если кого заинтересую своим рассказом.
Итак, начну... На трассу я вышел в 7 утра, на привычную позицию
после с. Косыревка, что за Липецком. Через 10-15 минут застопился
грузовичок "Foton" с псковскими номерами.
За разговором за жизнь незаметно пронесся в окне знакомый Елец,
проехали стеллу на границе Липецкой и Тульской областей и вот уже я в
Ефремове.
р. Красивая Меча
В этом городке я никогда еще не бывал и, побродив по его улицам, я на
маршрутке выехал за черту города. Голосовать опять долго не пришлось: на
ростовской перегруженной ГАЗели я доехал до М2
а затем еще на двух машинах проехал оставшиеся 55 км до райцентра Чернь.
Чернь мне показалась очень милым и спокойным провинциальным городком,
резко контрастировавшим с оживленной трассой рядом. Незнакомые люди,
которые здороваются с тобой, разбитые напрочь дороги и куры с козами на
дороге: все напоминало большую деревню. Даже стрелки на часах в это
время наверное медленнее шли...
Сначала 2,5 км. через сам городишко, потом поворот на с. Бортное (
на дорогу из плит, чем-то напоминающую аэродромную полосу)
после 2 км . по плитам начинается грунтовка плавно перетекающая в глубокую колею.
Дорога не кажется сильно утомительной благодаря прекрасным пейзажам и
живописной речке Угодь, что возле одноименной деревушки по пути к
музею.
Речка, несмотря на то, что очень узкая, нигде не заросла (скорее
всего берет начало в родниках) и стремительно несется по изгибам русла.
Через нее переброшен маленький мост, посреди которого я и сделал привал,
потому что машины там проезжают раза 3-4 в день, да и то если колея
совсем не раскисла. Километра через полтора после моста показались
сначала кузова грузовиков из музея, а потом и аллеи автомобилей.
А так музей выглядит со спутника
Встретить меня хозяин музея не смог. Его в это время охватил своими
мохнатыми лапами зеленый змий, который как оказалось стал привычным
домашним животным не только в доме коллекционера, но и во всей округе...
Тем не менее меня очень радушно и тепло встретили 2 энтузиаста, Алик и
Володя, из города Плавска, которые работают в этом музее на добровольных
началах и пытаются хоть как-то поддерживать и спасать собранное М.
Красинцом, бывшим автомехаником, автогонщиком и тест-пилотом заводской
команды "Москвич-Автоэкспорт"...
Увлекательнейшую экскурсию по истории советского автопрома мне и
провел Алик. Во все экспонаты можно было залезть, все можно было
сфотографировать и задать любые интересующие вопросы. По большей части я
не буду писать названия и модификации автомобилей. Я в этом не большой
знаток, да и большинству эти названия моделей, годы выпуска и
спецификации вряд ли о чем скажут. Предлагаю просто посмотреть несколько
фоток, сделанных мною на слабенькую мыльницу.
Есть в музее целая серия грузовиков
Представлена линейка милицейских автомашин
Есть машины довоенной поры и военного времени
Есть машины элит- и эконом-класса
представлена серия советских спорткаров
Так за экскурсией по автомобильному кладбищу незаметно подкрались
сумерки... Я поставил палатку между "Чайкой" и ГАЗ-14, Алик улегся спать
в стоящую неподалеку "Победу". И если хорошо прислушаться, то в ночной
тиши российской глубинки можно было услышать стоны умирающих машин на
русском, немецком и английском языках, пытающихся рассказать свою
историю. Пытающихся поведать о том, по каким дорогам они колесили, каких
людей они везли... Немногие единицы были еще живы, и оплакивали
погибших товарищей, некоторые бились в конвульсиях, беспомощно борясь с
дождями и солнцем, большинство же навечно смолкли на сельском погосте,
вдалеке от оживленных трасс. И над всем этим висела какая-то идея,
какая-то задумка собирателя всех этих раритетов... С каждым годом музей
приходит в упадок: нет финансирования (спонсорам нужна отдача на
вложенные деньги, а ее в такой глуши получить нельзя), стареет хозяин,
солнце, дождь и снег уничтожают кузова и интерьер автомобилей... Но этот
музей мне показался не столько памятником советскому автопрому, сколько
памятником человеческому упорству и устремлениям несмотря ни на что,
всем и вся вопреки. Главное в этом то, что есть человек, есть идея, есть
планы и есть мечта собрать, сохранить и донести до людей частицу
советской автомобильной истории. А раз люди готовы преодолеть ради этого
богом забытого места расстояния в сотни километров, значит Михаил
Красинец не зря старался. Ведь сюда приезжают не только со всей России,
но бывают не редки гости и с ближнего и дальнего зарубежья. А многие
экспонаты даже участвовали в съемках фильмов.
На следующее утро я отправился той же дорогой назад... А в голове
все роились мысли о том, что будет с этим уникальным по всем меркам
музеем лет так через 10-20... Но вот мелькнула табличка "Липецк" и я
снова оказался дома. А мысли мои еще долгое время витали где-то там,
среди ровных рядов "Побед" и "Москвичей", "ЗиСов" и "ЗиЛов",
"Запорожцев" и "ГАЗов"...
P.S. Это мой первый отчет на форуме, так что прошу не судить строго за качество его исполнения.